«Сидите дома. Концертов не будет?!»

№13 от 25 марта 2020 Рубрика: Тусовка
«Сидите дома. Концертов не будет?!»

Автор: Сергей СЫЧЁВ.

Коронавирус рушит концертный рынок. Артисты переносят выступления, фестивали отменяются. Есть повод вспомнить о первых рок-фестивалях в СССР, которые отменяли совсем не из-за вирусных пандемий.
 

Летние музыкальные опен-эйры — любимое развлечение меломанов на протяжении многих лет. В этом году не будет крупнейших фестивалей в Европе, Австралии, США. Артисты либо отменяют гастрольные туры, либо переносят концерты. Придётся забыть про «Коачеллу», «Рединг», «Гластонберри», «Даунлоад». «Лоллапалузу» отменили в Бразилии, Чили, Аргентине.

Это у них. А что у нас?
Мэр Москвы подписал указ о запрете массовых мероприятий, в которых участвуют более пяти тысяч человек. Музыкальная индустрия развлечений, по некоторым данным, может понести ущерб до 20 млрд. руб­лей. Российские группы «Сплин», «Би‑2» и даже Юрий Шатунов (у которого заявлен 21 концерт в Германии и Чехии) перенесли свои выступления. Лобода отказалась от тура по Германии.
Предстоящие в Москве концерты звёзд Judas Priest, Eric Clapton, Aerosmith не отменены. Многие из них проходят в Crocus City Hall, вместимость которого чуть больше семи тысяч человек, но так как зал, по сути, «прописан» в Подмосковье, то указ Собянина здесь не действует. Крупная ВТБ «Арена» на Ленинском проспекте пока не отменяет концерты Энрике Иглесиаса, Iron Maiden.

Надеемся не одичать
Фестиваль «Дикая мята» в Тульской области отменять не собираются.
— Если вдруг за эти месяцы вопрос с вирусом не снимут, ​мы скорректируем даты проведения «Дикой мяты». Мы готовы и к такому развитию событий, — ​заявил глава фестиваля Андрей Клюкин.
В этом году фестиваль планируют провести в июне. Все 3 дня опен-эйра на его площадках заявлены Aurora, N.O.H.A., Mgzavrebi, IOWA, Bishop Briggs, Alice Merton, Tequillajazz, Hatters, Гарик Сукачев, Билли Новик, «Дайте танк(!!!)», «Сансара», «Маша и Медведи» и ещё с десяток интересных исполнителей.

Хлеба! Без зрелищ потерпим?
В Калуге даже нет площадок, способных вместить более тысячи человек. Ситуация с вирусом в России вообще не ясна и до 22 апреля вряд ли станет яснее. Но народ у нас пугливый и даже на концерты «вместимостью» меньше 1000 человек скоро не захочет идти.
Например, на выступление группы «КняZz» полно непроданных билетов, чуть лучше обстоят дела с «Машиной времени». «Хор Турецкого» продаётся … совсем не продаётся. Впрочем, похоже, калужане уже наелись: Михаил Турецкий — частый гость. Даже подростки неохотно покупают билеты на Niletto (стихи!) в ИКЦ. А впрочем, денег-то у народа нет — хлеба требуем, со зрелищем подождём.
Как-то грустно всё это. В заключение расскажу вам, как в нашей стране начинались рок- и поп-фестивали. Отвлечёмся немного.

«Ты помнишь, как всё начиналось?»
В Советском Союзе первым музыкальным фестивалем на открытом воздухе мог бы стать концерт на Дворцовой площади в Ленинграде, заявленный на 4 июля 1978 года. Несостоявшийся праздник (а ждали «Beach boys», Карлоса Сантану, Аллу Пугачёву и «Песняров»!!!) превратился в отлов местных хиппи и неформалов.
Фестиваль уже отменили, но молодёжь стихийно собралась на Дворцовой, и её пришлось разгонять поливальными машинами. Многих похватали и запихнули в «бобики». «И потянулась цепь беззаконий». Все отделения были забиты, молодых людей отлавливали по принципу: одежда мокрая — значит, с Дворцовой идёт. В кутузку его!
История закончилась без заведения уголовных дел: одних погнали из комсомола, других — из института и с работы. Поговаривали, что таким подлым образом власти хотели поставить на учёт местных «волосатиков-хиппарей». Приближалась Олимпиада‑80…

«Аквариум» в Выборге. Фото Андрея «Вилли» Усова.

Оскандалившийся «Тбилиси‑80»
Первый (официальный к тому же) рок-фестиваль состоялся в марте 1980 года в Грузии. Это знаменитый «Тбилиси‑80». Идея пришла сентябрьским вечером молодому журналисту Артемию Троицкому и Гайозе Канделаки, тогдашнему заместителю директора грузинской филармонии.
Троицкий приехал с группами «Автограф», «Машина времени», «Магнетик бэнд». Они были полуофициальными, так как числились за разными филармониями. Но авантюрный Троицкий подложил настоящую свинью в виде никому не известной группы из Ленинграда «Аквариум».
Борис Гребенщиков и его группа после выступления были дисквалифицированы за хулиганское поведение на сцене. БГ начал играть на гитаре микрофонной стойкой, потом улёгся на сцене, продолжая бренчать на гитаре. Виолончелист водрузил на Гребня свой инструмент и начал пилить по созданной конструкции смычком, а фаготист бегал по сцене и изображал расстрел всего этого кошмара посредством своего фагота…
Жюри демонстративно покинуло зал, зрители разделились — одни свистели, другие сидели тихо, явно пребывая в шоке от происходящего на сцене. В кулуарах выходку «Аквариума» почему-то расценили как демонстрацию гомосексуализма. Троицкий как мог защищал скандальных музыкантов.
На фестивале выступили также «Диалог», «Блиц», группа Стаса Намина, «Гунеш», «Ариэль» и «Интеграл» Барри Алибасова. В итоге третье место заняли «Диалог» и «Интеграл», второе место отдали только что появившийся группе «Автограф» Александра Ситковецкого.
«Автограф» на протяжении восьмидесятых будет гордостью советского арт-рока. В его составе пел Артур Беркут, известный молодёжи как недавний вокалист группы «Ария». Одно время в «Афтографе» играл на саксофоне и был вторым вокалистом Сергей Мазаев из группы «Моральный кодекс».
Ну а первое место поделили между собой прибалтийский «Магнетик бэнд» и московская «Машина времени», которая к тому периоду стала группой номер один в стране: ​из всех окон звучал их «Поворот».

«Давайте любить друг друга, не надо драться»
Мало кто помнит, что в июле 1983 года в Выборге состоялся едва ли не первый рок-фестиваль под открытым небом. Артемий Троицкий вспоминает, что организатором был его друг и фестиваль прошёл на площадке «Монрепо», действующей до сих пор.
Троицкий привёз группу «Центр». Выступали «Россияне», «Мануфактура»  (где пел тогда будущая поп-звезда Виктор Салтыков), «Цемент», «Аквариум».
Последние представили только что вышедший альбом «Радио Африка» с хитом «Рок-н-ролл мёртв». Звук был на удивление хорош, публики собралось немного, и всё было мило, по-домашнему. Милиция не мешала, да и обошлось без эксцессов.
Единственный момент: перед сценой ходил пьяный музыкант группы «Россияне» Георгий Ордановский и призывал публику: «Давайте любить друг друга, не надо драться». Спустя полгода он пропал без вести. В 2001 году Федеральный суд в Санкт-Петербурге вынес решение о признании Ордановского умершим.

Продолжение рассказа следует. А может, и не последует…



загрузка комментариев